Косвенная конкуренция
У предпринимателей в России жизнь нелегкая: налоги, постоянные изменения в законодательстве, недостаток средств на развитие. Поэтому многим из них просто не хватает времени проанализировать рынок и определить, кто же их конкуренты на самом деле.
Например, кондитерский завод пытается выжить в условиях конкуренции с небольшими частными производителями тех же продуктов. Директор может считать, что причина неудач именно в наличии этих фирм. Хотя, если задуматься, самым большим конкурентом производителей мучного и сладкого сейчас оказалась индустрия красоты. Статьи в журналах, Интернете, диеты, мода на здоровый образ жизни – везде нам внушают отказаться от хлеба, булочек, сладкого, ведь есть их не очень полезно для здоровья. Даже если человек просто начал заниматься йогой, он рано или поздно придет к мысли, что и питаться надо иначе. Кто-то начинает потреблять больше овощей, кто-то покупает больше мяса. Спрос на мучные изделия падает.
Выход – заняться выпуском полезной и качественной продукции. Многие люди охотно приобретут и включат в свой «здоровый» рацион выпечку из теста, в котором нет вредных добавок, а есть полезные злаки, орехи, семечки. Цена такого товара возрастает, но и качественные характеристики – тоже.
Так же может произойти и в любой другой сфере. Что выбирают люди по вечерам: кинотеатр, книгу, видео, компьютер или поход в ресторан? Что предпочтет покупатель, у которого еще нет авто: возможность заменить мебель в доме на новую, или покупку недорогой машины? Что выбирают наши соотечественники: спортивную обувь для пробежек или банку пива и посиделки перед телевизором? Можно заметить, как производители спортивных товаров продают уже не просто кроссовки для бега, а:
- здоровье;
- хорошее самочувствие;
- успех, имидж целеустремленного человека.
Для этого, внушают они, как раз и нужно заниматься спортом, потому вам нужны кроссовки – и так обозначают основное преимущество своей продукции.
Многие учитывают вид конкуренции, которую еще называют «альтернативной». Для тех, у кого нет возможности проводить масштабные дорогостоящие исследования, возможно, будет достаточно просто иметь в виду, что есть такое явление. Тогда можно будет более подробно продумать вашу стратегию, маркетинговую кампанию, делая для потребителей привлекательным именно ваш продукт. При этом получиться более точно составить представление о затратах и усилиях по продвижению, а также возможных рисках.