Предприятие, клиенты и сезонный фактор
На успех любого бизнеса влияет множество обстоятельств. Такой фактор, как сезонность, способен менять потребности и поведение клиентов любого предприятия, на чем бы оно не специализировалось. Для того чтобы спрогнозировать действия и тенденции на рынке спроса, вспомним о таком инструменте построения стратегий, как SWOT-анализ.
Данная идея была разработана в Гарвардском университете, аббревиатура состоит из первых букв английских слов, что включает:
- сильные стороны;
- слабые стороны;
- дополнительные возможности;
- вероятные угрозы.
Если применить этот метод анализа по отношению к предпринимательству и временам года, то можно будет лучше понять ожидания клиентов. В таком порядке, как указано выше, мы рассмотрим эти факторы относительно каждого сезона.
Вот что характерно для весны:
- Праздник, хорошая погода, появление первой зелени.
- Люди ждут скорейшего наступления лета.
- Множество событий в любой сфере – в мире культуры, моды, церковные праздники.
- Возможно похолодание, ухудшение погоды.
В связи с определенными датами календаря (и не только), увеличивается спрос на цветы. Кроме того, всем нужны будут подарки, открытки, новые наряды. Во время Великого поста будут необходимы вегетарианские продукты, в кафе вводятся постные меню. Также это время, когда приветливо встречают новшества: цветовые гаммы в коллекции одежды, новое имя для бренда, инновационное предложение от компании.
Чего следует ожидать летом:
- Время отпусков, созревания ягод, овощей и фруктов, праздники – День защиты детей.
- Множество людей испытывает желание покинуть страну.
- Опять-таки, дополнительные возможности появляются для бизнеса в сфере туризма, а также для всего того, что даст возможность получить ощущение «прохлады».
- Слишком жаркая погода.
Дни летом солнечные и длинные, люди заряжены энергией, готовы создавать новые идеи. А среди товаров популярно следующее: льняная одежда, шлепанцы, купальники, мороженное, велосипеды, овощи, фрукты и прохладительные напитки. Людей одолевает жажда в широком смысле слова: желание попробовать как можно больше нового, от вкусных блюд до новых ароматов духов или поездки в незнакомую страну.
В это время пользуются спросом кондиционеры, вентиляторы. Проводится много праздников, в том числе свадьбы – в фаворе компании, организующие торжества под ключ, а также ателье, фотографы, флористы. Растет спрос на аренду загородных дач и домов. Популярностью пользуются кафе, рестораны, работающие до поздней ночи. Значительно возрастают доходы туристического бизнеса.
Осень снова переменит тенденции:
- Начинается новый учебный год, выпадает больше осадков, выходят новые коллекции одежды.
- Настроение у всех неустойчивое.
- Люди испытывают потребность в романтике, появляется чувство ностальгии, начинается бархатный сезон.
- Мало солнечных дней.
Для многих осень – еще один шанс начать «новую жизнь» еще, «успеть до Нового Года» - о чем бы речь ни шла.
Заканчивается сбор сельскохозяйственных культур, заполняются склады, приобретаются канцтовары для учебы. Не стоит забывать и о потребности многих уделить время размышлениям о чем-то утонченном – люди ищут тихие кафе, где можно укутаться в теплый плед, или просто пьют горячий чай или шоколад дома. Отсюда и конкретные потребности, а также будет потребность теплее одеться и защититься от дождя.
Приходит зима, а это означает:
- Новый Год, Рождество, День влюбленных, День защитника Отечества), понижение температуры и выпадение снега.
- Ожидается сильный мороз.
- А люди в это время ждут чуда, также наступают каникулы.
- Появляются очень выгодные путевки для отдыха за границей.
Люди готовятся к праздникам - нужно множество разнообразных товаров, начиная от продуктов питания, заканчивая карнавальными костюмами. Все ожидают чуда, часто начинают верить, что именно новый год в их жизни станет успешным, красочным и ярким. Подводятся итоги, а дальше снова близится весна, и мы ждем чего-то нового.
Учитывая все это, нельзя исключать иррациональность человеческой природы, спонтанность действий, а также то, что иногда все это лишь приблизительно поддается анализу. Поэтому смелость, внимательность, готовность к экспериментам могут пригодиться любому предпринимателю.