Проверка миграционной службой
Порядок осуществления проверочных действий органами миграционной службы РФ (ФМС РФ) должен соответствовать положениям Регламента, вступившего в силу 28.06.2009 г.
В каких случаях организация (юридическое лицо, ЮЛ) или предприниматель (ИП) могут ждать проверки миграционной службы
Проверка органами ФМС может проводиться планово или внепланово. Для проведения плановой проверки законным основанием считается наличие о предприятии определенных сведений, указывающих на наличие (или на возможность наличия) иностранной рабочей силы. Такие сведения формируются в каждом региональном отделении ФМС на установленный период.
Плановая проверка проводится если:
- предприятию установлены квоты на иностранных работников;
- предприятию выдано разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
- от предприятия получена информация (уведомление) о приеме на работу въехавших в Россию в безвизовом порядке иностранных сотрудников;
- на предприятии часто работают иностранные сотрудники (рынки, строительные площадки, коммунальные службы);
- на предприятии ранее были выявлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы миграции.
Органы ФМС имеют право внепланово проверить организации, если к ним от госструктур или частных лиц поступила информация о нарушениях предприятием миграционного законодательства.
Если вас посетили сотрудники органов ФМС с намерением провести проверку, то:
1. Сотрудник ФМС должен предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки.
Данные, указанные в служебном удостоверении (должность, ФИО и полное название регионального контролирующего органа), должны совпадать с данными, прописанными в распоряжении.
Если данные не совпадают, руководитель проверяемой организации имеет право не допустить сотрудника ФМС к проверке или же оспорить ее результаты в суде на основании неправомочности проверяющего лица.
Распоряжение о проведении проверки должно быть выдано руководителем территориального отделения ФМС РФ (или структурного подразделения территориального органа ФМС РФ) или его заместителем. В документе должно быть указано:
- полное наименование государственного контролирующего органа;
- номер распоряжения и дата его составления;
- наименование проверяемой организации (ЮЛ) или ФИО предпринимателя (ИП);
- основания для осуществления проверки;
- предмет, задачи и цели проверки;
- ФИО проверяющих и экспертов, участвующих в проверке;
- сроки, дата начала и дата окончания проведения проверки;
- список регламентов, согласно которым проводится проверка;
- список документов, которые должно предоставить ЮЛ или предприниматель (если проверка производится в их отношении).
2. Если все документы оформлены правильно, инспекторы ФМС имеют право провести проверку.
Отказ допустить инспекторов ФМС к проверке и неповиновение законным распоряжениям уполномоченного должностного лица контролирующего органа является административным правонарушением и наказывается вынесением предупреждения или наложением штрафа:
- на частное лицо в сумме от 500 до 1000 рублей;
- на должностное лицо в сумме от 2000 до 4000 рублей.
3. В каком порядке должна проходить проверка
Задача сотрудника ФМС – выяснить, присутствуют ли на территории объекта иностранные граждане или лица без гражданства, проверить законность их пребывания; выяснить, соблюдают ли они положения миграционного законодательства РФ.
В новом Регламенте правило проверки всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории проверяемого объекта, не содержится, но эксперты считают, что данное правило должно соблюдаться.
Какие документы могут потребовать у иностранных работников:
- документы, которые удостоверяют личность работника;
- документы, которые подтверждают законность пребывания иностранного сотрудника на территории РФ;
- документы, которые подтверждают право иностранного работника на осуществление трудовой деятельности.
Действующий до 28.06.2009 г. Регламент содержал подробный перечень документов, которые инспектор ФМС мог потребовать у иностранного работника, в нем также прописывалось, что именно должен установить проверяющий (пункт 11 и пункт 12 соотвественно). В новом Регламенте (действует с 28.06.2009) эти действия не прописаны, но эксперты советуют ориентироваться именно на них.
При этом инспектор должен установить:
- цель прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, наличие в миграционной карте соответствующей отметки;
- законность пребывания иностранного работника на территории России;
- законность трудовой деятельности на территории России.
Какие документы могут потребовать у проверяемой организации:
- документы о государственной регистрации организации и другие сведения (в соответствии с законодательством РФ);
- сведения о других физических или юридических лицах, действующих на проверяемом объекте;
- сведения, позволяющие выяснить с чьего ведома, в чьих интересах и по чьему поручению иностранные граждане находятся на объекте и ведут трудовую деятельность;
- документы, которые подтверждают исполнение положений миграционного законодательства РФ в отношении иностранных сотрудников;
- другие документы, позволяющие выполнить задачи проверки.
Если иностранные работники привлекаются к деятельности в сфере розничной торговли, органы ФМС проверят соблюдение работодателем соответствующего Постановления Правительства РФ (на 2010 год - Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 № 1031 "Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации").
На что не имеет права должностное лицо государственного контролирующего органа:
- проверять выполнение норм, не относящихся к сфере деятельности органа ФМС;
- проводить проверку (плановую или внеплановую) при отсутствии руководителя проверяемой организации (ЮЛ), предпринимателя (ИП) или их уполномоченных представителей (исключение – пп. «б» п.2 ч.2 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
- требовать информацию, документы, пробы объектов окружающей среды, образцы продукции и т.п., если они не являются предметом проверки.
4. Оформление результатов проверки
После проведения проверки составляется соответствующий акт.
Подпись представителя проверяемой организации не означает его согласия с выводами инспекторов.
Если в деятельности иностранных работников выявлены нарушения, сотрудники органов ФМС обязаны принять меры в соответствии с законодательством РФ.
Лицо, выдавшее распоряжение о проверке, по ее результатам может принять решение о составлении протокола или возбуждении дела об административном правонарушении.