Бухучет по шаблону

Бухучет по шаблону

Формируя учетную политику, бухгалтеры зачастую пользуются шаблонами, которые можно с легкостью найти в бескрайней паутине Интернет. Что это за способ и чего не хватает таким документам.

Отношение бухгалтеров к разработке учетной политики крайне неоднозначное. Одни считают этот документ совершенно бесполезным, а потому, однажды и на всю жизнь утверждают правила ведения бухгалтерского и налогового учета. Часто такой способ выхода из ситуации не конкретизирует спорные моменты, свод инструкций составляется «для галочки» самостоятельно или заимствуется у коллег. Эта позиция неправильна, поскольку даже из определения по учетной политике, зафиксированного в ПБУ 1/2008, следует, что в этом документе должны быть отражены конкретные способы ведения бухгалтерского учета, выбранные из перечня законодательно возможных. Учетная политика, пожалуй, даже важнее набора бухгалтерских правил отражения хозяйственных операций, поскольку влияет на формирование налоговых обязательств компании перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налогов.

 

При совмещении нескольких видов деятельности необходимо ввести субсчета и не забыть отразить этот моментов учетной политике.

Вот почему к разработке этого документа нужно подходить внимательно, выбирая тот порядок налогового учета, который удобен фирме в разрезе ее специфики и деятельности. Многие аспекты формирования налоговой базы и ведения налогового учета законодательством однозначно не определены, следовательно, чем точнее и правильнее будет составлен этот документ, тем более защищенной будет компания при возникновении налоговых споров. Рассмотрим наиболее важные моменты, на которые стоит обратить внимание при формировании учетной политики.

Признавать расходы прямые и косвенные

Определение точной даты признания некоторых видов расходов, например, арендных платежей, оплаты за услуги связи, юридических, информационных и др., выгодно налогоплательщику, потому как если эти сроки не конкретизированы, инспектор может не разрешить учесть эти затраты при расчете налога на прибыль, в результате чего есть риск образования просрочки по уплате налога, и как следствие – наложение на компанию пеней и штрафов. Бухгалтеру следует выделить в отдельном пункте учетной политики конкретные сроки по ежемесячным выплатам за арендные платежи и услуги.

Прямые расходы уменьшают налогооблагаемую базу по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, а косвенные в полном объеме относятся к расходам того периода, в котором они произведены. Казалось бы, статья 318 НК РФ дает понять, какие виды расходов являются прямыми, а какие – косвенными; при этом закон разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, то есть тех, которые не сразу можно учесть при расчете налога на прибыль.

 

Бухгалтеру следует выделить в отдельном пункте учетной политики конкретные сроки по ежемесячным выплатам за арендные платежи и услуги.

Если учетная политика налогоплательщика имеет пробел в этом вопросе, то, скорее всего, данный факт окажет негативное влияние на порядок расчета налога на прибыль в части его неверного исчисления. И опять же, как следствие, несовпадение мнений компании и сотрудника ФНС приведет к увеличению налоговых платежей. В одном из пунктов учетной политики следует указать перечень прямых и косвенных расходов предприятия с указанием конкретных счетов. Например, прямых расходов по дебету 20 счета «Основное производство», и косвенных по дебету 25 «Общепроизводственные расходы».

Разделяй и учитывай

В Налоговом кодексе содержится требование организовывать раздельный учет в том случае, например, если компания осуществляет деятельность с товарами или услугами, которые облагаются разными ставкам и НДС, или при совмещении ЕНВД с другими системами налогообложения. К сожалению, ни порядка организации раздельного учета, ни готовой методики определения коэффициентов распределения доходов и расходов между видами деятельности в кодексе нет. Поэтому организация раздельного учета – это головная боль компании. И чем подробнее описана в учетной политике методическая часть, тем лучше. При совмещении нескольких видов деятельности необходимо ввести субсчета и не забыть отразить этот моментв учетной политике.

Основное средство в сборе

 

Учетная политика, пожалуй, даже важнее набора бухгалтерских правил отражения хозяйственных операций, поскольку влияет на формирование налоговых обязательств компании перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налогов.

Налоговые органы требуют учитывать несколько совместно используемых объектов в составе одного основного средства (например, они просят придерживаться той версии, что компьютер как основное средство, состоит из монитора, принтера и системного блока). В соответствии со статьей 256 НК РФ амортизируемым признают имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью дороже 40 000 рублей. Случается, что части целого имеют стоимость ниже указанного порога, а потому могут быть учтены в затратах в момент введения в эксплуатацию. Сложив кусочки, получаем актив, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта.

Прописав в учетной политике условие «при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств, состоящего из нескольких частей с разными сроками полезного использования, каждая из его частей учитывается как отдельный объект», можно избежать налоговых споров.

Ирина Сидорова, финансовый консультант


 
 

« Предыдущая :: Следующая »

 
 
Статьи
  • Возмещаем расходы по аттестации рабочих мест

    umenshenie_rashodov_po_attestaciiОбязательная аттестация рабочих мест вашей организации приводит к новым расходам? Известно несколько действенных способов, как существенно уменьшить затраты, с помощью которых получится возвратить почти всю стоимость необходимой аттестации.

  • Сведения в Роструд при открытии нового бизнеса

    svedeniya_v_rostrudДля большинства организаций открытие нового бизнеса или любые изменения в старом виде деятельности (реорганизация, изменение местонахождения) сопряжены, как правило, с обязанностью уведомлять, как местные внебюджетные фонды и налоговые инспекции, так и другие...

  • Способы взысканий недоимок и штрафов

    sposobi_vziskaniya_nalogovikamiКогда фирма или какой-нибудь частный предприниматель не выполнили определенные требования об уплате налога, об уплате штрафа или пеней в отведенный срок, то накопившийся долг перед государством вправе взыскать налоговая инспекция (за счет денежных средств на счетах или иногда за счет другого имущества фирмы)...

 

Новости