УСН: восстановление бухгалтерского учета

УСН: восстановление бухгалтерского учета

Новый Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2013 года, не освобождает фирмы на «упрощенке» от ведения бухгалтерского учета. Отметим, что в этом законе ничего не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2013 год. Следовательно, фирмы, применяющие УСН, в 2013 году должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год (письмо Минфина РФ от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80).

Бухгалтерская отчетность за 2012 год

Компании, которые на законных основаниях в 2012 году вели бухучет только основных средств и нематериальных активов, формируют годовую отчетность по правилам, действующим по состоянию на 31 декабря 2012 года, то есть по правилам Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Это означает, что таким фирмам в бухгалтерском балансе следует отразить сведения только об основных средствах и нематериальных активах. Ведь от учета этих объектов «упрощенцы» не были освобождены. В остальных строках можно поставить прочерки. При этом подводить итог баланса не нужно.

В отчете о прибылях и убытках достаточно показать доходы и расходы, сформированные по правилам главы 26.2 Налогового кодекса (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Бухгалтерский показатель «Чистая прибыль (убыток)» подсчитывать не нужно, так как он характеризует понятия «доходы» и «расходы» именно в целях бухгалтерского учета.

В дополнение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представьте пояснительную записку. Такая «упрощенная» отчетность не будет противозаконной, поскольку освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, предоставленное специальным федеральным законом о бухгалтерском учете, имеет приоритет перед нормами федеральных законов, регулирующих общегражданский статус организаций(постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П).

Для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года «упрощенцам» потребуются начальные остатки по счетам. Поэтому, если ваша фирма не вела бухгалтерский учет, начинайте восстанавливать его заранее, не дожидаясь 1 января 2013 года. При этом бухгалтеру предстоит не только восстановить начальные остатки по счетам, но и разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также утвердить рабочий план счетов.

Поскольку требование о ведении бухгалтерского учета «упрощенцами» не имеет обратной силы, отражать в учете все хозяйственные операции за периоды, предшествующие 2013 году, не нужно. Достаточно сформировать те данные, которые будут участвовать в составлении бухгалтерской отчетности в 2013 году, то есть входящие остатки по счетам на начало 2013 года. А для этого нужно достоверно оценить активы и обязательства по состоянию на эту дату.

Бухгалтерский баланс

В первую очередь «упрощенец» должен сформировать бухгалтерский баланс на начало 2013 года, за который он будет составлять отчетность. Для того чтобы определить входящее сальдо активов и обязательств на эту дату, лучше всего провести инвентаризацию. Однако в отношении некоторых активов инвентаризацию можно не проводить, поскольку информация по ним уже есть. Остановимся на этих активах подробно.

Так как «упрощенцы» до 2013 года были обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, то остатки по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» у них уже имеются.

На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках (входящее сальдо по счетам 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета») и кассе организации (входящее сальдо по счету 50 «Касса»).

При оценке кредитов и займов используйте данные по сумме основного долга и сумме начисленных на конец 2012 года процентов. Значения остатков на конец дня 31 декабря 2012 года и на начало дня 1 января 2013 года совпадают. Эти показатели можно подтвердить, если провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. С помощью актов сверок можно также восстановить информацию о состоянии расчетов с контрагентами. В итоге в учете по каждому контрагенту сформируется дебиторская и кредиторская задолженность (остатки по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Для формирования остатков по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» следует поднять все документы, связанные с незавершенными капитальными вложениями, суммировать все затраты и оценить каждый незаконченный объект.

Для оценки всех остальных активов и обязательств потребуется проводить инвентаризацию. Например, она нужна для оценки стоимости запасов (счет 10 «Материалы»), незавершенного производства (счет 20 «Основное производство»), готовой продукции (счет 43 «Готовая продукция») и других активов, имеющих не только стоимостную, но и количественную оценку.

Имейте в виду: каждый остаток должен быть подтвержден оправдательными документами: инвентаризационными описями, актами инвентаризации, первичными учетными документами и т.д.

Поскольку бухгалтерский учет ведется методом двойной записи, начальное сальдо по каждому счету на начало 2013 года отразите с помощью вспомогательного счета 00. Сделайте это таким образом:

 

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 00

– отражена первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива);

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02 (05)

– начислена амортизация по основному средству (нематериальному активу);

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость оборудования на складе;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 00

– отражены капвложения;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость материалов на складе;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 00

– отражен остаток денег в кассе;

ДЕБЕТ 51 (52) КРЕДИТ 00

– отражен остаток денег на расчетном (валютном) счете;

ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость финансовых вложений;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 60

– отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 00

– отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 66 (67)

– отражена задолженность организации по кредитному договору;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 68

– отражена задолженность организации по налогам и сборам (в разрезесубсчетов).

Аналогичным способом сделайте проводки для остальных активов и обязательств. После отражения всех входящих остатков на счетах бухгалтерского учета можно рассчитать сальдо по вспомогательному счету 00. Кредитовый остаток этого счета покажет вам прибыль фирмы, накопленную на начало 2013 года, а дебетовый – убыток. Спишите его на счет 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)» и отразите по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса.

Отчет о прибылях и убытках

В отличие от бухгалтерского баланса в отчете о прибылях и убытках отражаются не входящие остатки по счетам, а доходы и расходы за текущий период и аналогичный период предыдущего года. Поскольку законодательство не обязывало фирмы вести бухучет до 2013 года, то при заполнении отчета в 2013 году у фирм на УСН, как и у вновь созданных организаций, могут отсутствовать показатели за аналогичный период предыдущего года. В этих ячейках следует поставить прочерки.

Отчеты о движении денежных средств и об изменениях капитала

В отчете о движении денежных средств показывают остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало 2013 года. Его можно взять из банковской выписки и кассовой книги.

При заполнении отчета об изменениях капитала входящее сальдо по величине уставного, добавочного или резервного капиталов можно взять из учредительных и других документов, подтверждающих операции с капиталом.

По остальным строкам указанных отчетов отражаются оборотные показатели, сформированные за текущий отчетный период.

Упрощенная отчетность для малых предприятий

Если ваша фирма относится к субъектам малого предпринимательства, она может воспользоваться правилами упрощенной системы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Критерии субъектов малого предпринимательства следующие:

  • средняя численность работников фирмы за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 000 000 рублей;
  • суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале фирмы органов власти, иностранных компаний и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким организациям, не являющимся представителями малого бизнеса, не должна превышать 25%.

Как видим, практически все фирмы, применяющие УСН, соответствуют критериям субъектов малого предпринимательства.

Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которойневозможно оценить финансовое положение фирмыили результаты ее деятельности.

Упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках утверждены приказом Минфина России от 17 августа 2012 года № 113н и содержатся в приложении № 5, которое дополняет приказ Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н.

Помимо рекомендаций по составлению бухгалтерской отчетности чиновники предлагают упрощенный план счетов для представителей малого бизнеса (Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2010). Его «упрощенность» состоит в том, что вместо нескольких счетов можно использовать один, обобщенный, например, для:

  • материальных запасов можно применить счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;
  • готовой продукции и товаров – счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;
  • денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;
  • дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) – счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
  • капитала – счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;
  • финансового результата – счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90,91,99.

Малое предприятие, ведущее бухучет в упрощенном виде, вправе сформировать бухгалтерскую отчетность за 2012 год на упрощенных бланках, утвержденных приказом Минфина России от 17 августа 2012 года № 113н. Однако если будут использованы общие бланки, это не будет считаться ошибкой (п. 6 приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н).

Фирмам, не попадающим в категорию субъектов малого предпринимательства, бухгалтерский учет придется вести в полном объеме.

Б. Л. Сваин


 
 

« Предыдущая :: Следующая »

 
 
Статьи
  • Возмещаем расходы по аттестации рабочих мест

    umenshenie_rashodov_po_attestaciiОбязательная аттестация рабочих мест вашей организации приводит к новым расходам? Известно несколько действенных способов, как существенно уменьшить затраты, с помощью которых получится возвратить почти всю стоимость необходимой аттестации.

  • Сведения в Роструд при открытии нового бизнеса

    svedeniya_v_rostrudДля большинства организаций открытие нового бизнеса или любые изменения в старом виде деятельности (реорганизация, изменение местонахождения) сопряжены, как правило, с обязанностью уведомлять, как местные внебюджетные фонды и налоговые инспекции, так и другие...

  • Способы взысканий недоимок и штрафов

    sposobi_vziskaniya_nalogovikamiКогда фирма или какой-нибудь частный предприниматель не выполнили определенные требования об уплате налога, об уплате штрафа или пеней в отведенный срок, то накопившийся долг перед государством вправе взыскать налоговая инспекция (за счет денежных средств на счетах или иногда за счет другого имущества фирмы)...

 

Новости